ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ - «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их...

ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ - «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их...

^ ТЕМА 10. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Вопрос об активном использовании психосоциальных и психолого-педагогических технологий в профилактике употребления психоактивных веществ отличает определенная новизна как для правоохранительных органов, так и для отечественной системы образования в целом.

Представители отечественной общей и социальной психологии, социальной педагогики, теории воспитания долгое время говорили преимущественно о социализации, под которой понималось приспособление человека к требованиям и условиям общества через усвоение им определенных норм и ценностей или социальном поведении как активности, регулируемой данными нормами и ценностями.

Однако в последней трети XX века как оппозиция традиционному информационно-просветительскому подходу, показавшему свою неэффективность в решении профилактических задач, сложился новый подход. Именно обучение здоровым жизненным навыкам на современном этапе выступает как образовательная модель обеспечения психосоциального развития детей и профилактики социально-обусловленных заболеваний, в том числе и наркомании.

Таким образом, становится особо важной роль различных программ, основанных на имеющихся психологических знаниях, помогающих подрастающему поколению избежать вредных привычек, которые потом становятся опасными заболеваниями, и противопоставлять им навыки здорового образа жизни.

Наряду с медико-биологическими, социальными и педагогическими технологиями в последнее время все чаще используются психологические и психотерапевтические технологии в профилактике наркомании.

Рассмотрению современных психологических подходов к профилактике злоупотребления психоактивными веществами, основных психологических методов при различных формах профилактики посвящена данная лекция.


^ Социально-психологические причины приобщения

к наркотикам и механизмы формирования наркотической зависимости


Большинство наркоманов начинают употреблять наркотические вещества еще в подростковом возрасте и практически всегда под воздействием ближайшего окружения. В медицинской практике не встречались случаи, когда бы подросток сам, без внешнего влияния, в одиночку начал бы искать и употреблять наркотические вещества.

Одним из основных мотивов первого потребления наркотика является, с одной стороны, желание быть «своим среди своих», стремление быть принятым референтной группой, соответствовать моде (а наркотики сейчас в моде), с другой стороны, - проявление самостоятельности, самоутверждения, чувства взрослости, которые выступают главными возрастными особенностями подросткового возраста.

Среди психолого-педагогических и социально-психологических причин ранней наркотизации можно выделить следующие.

1. Употребляющие наркотики подростки чаще всего растут и воспитываются в неблагоприятных микроусловиях – в неустойчивых или неполных семьях, в ситуации постоянных конфликтов, при отсутствии тепла и заботы со стороны родителей. Такие семьи нередко характеризуются низким морально-этическим уровнем развития, регулярным потреблением спиртного старшими, склонностью к асоциальным действиям.

Что касается материально-бытовых условий жизни в семье, то здесь прямой зависимости нет. Условия жизни могут быть не только неблагоприятными, но и вполне приемлемыми, доходить до уровня высокой материальной обеспеченности. Основную роль играет психологический климат в семье, отношения родителей с детьми и между собой. Как протест против конфликтной обстановки в семье, против применяемых методов воспитания, эмоциональной отверженности у детей наблюдаются различные формы поведения, проявляющиеся, например, в побегах из дома, бродяжничестве, в поисках помощи и внимания вне дома. Такие подростки зачастую попадают именно в разновозрастные компании, имеющие нередко асоциальную направленность. Здесь они могут познакомиться с курением, алкоголем и, что самое опасное, с наркотиками.

2. Предрасполагает к наркотикам также низкий уровень интеллектуального, эмоционально-волевого развития, проявляющийся в ограниченности интересов подростков, бедности их нравственных чувств, направленности только на потребление и развлечения. Известно, что отсутствие увлечений, любимого дела у подростка выражается в низкой культуре досуга, в наличии ничем не заполненного свободного времени.

С другой стороны, перенасыщенность всеми доступными видами и формами развлечений вызывает постоянное стремление к новым и новым острым ощущениям. Это подтверждает и наличие подростковой наркомании в развитых странах.

3. Отрицательное влияние оказывают отсутствие ясных и значительных жизненных целей, низкая социальная ценность притязаний подрастающей личности, пессимистическое отношение к своим жизненным перспективам. Молодой человек, имеющий ясно обозначенные жизненные цели, желающий занять достойное место в обществе, социально активный, не станет на путь наркотизации.

Часть же школьников нередко рассуждают: «Окончу школу, пойду работать, а что дальше?». Монотонная, однообразная работа, усталость после нее, малый заработок – все это они зачастую видят на примере родителей. Трудности в решении вопроса о смысле жизни могут толкнуть к поискам иллюзорного счастья, и подросток захочет испытать яркие впечатления, пусть ненадолго, но забыться, ощутить свою значимость, почувствовать прилив душевных сил.

4. Наркотики позволяют человеку хотя бы на время избавиться от собственных недостатков: скучные становятся веселыми, жизнерадостными, молчаливые – оживленными, словоохотливыми, робкие – смелыми, слабые чувствуют прилив энергии. Эти ощущения приятного, комфортного психического самочувствия и подъема энергии вызывают у подростков желание повторять прием наркотиков.

5. Пристрастию к наркотикам способствует и существующая у них иллюзия полезности в виде примеров создания произведений искусства в состоянии наркотического опьянения, «оживляющего» действия многих наркогенных веществ, создаваемая средствами массовой информации.

6. Имеет значение и стремление части несовершеннолетних рассматривать жизнь как непрерывный праздник, сплошную цепь удовольствий и ориентация на веселье и наслаждения при нежелании видеть трудности жизни и тем более преодолевать их. Удовлетворение этого стремления становится возможным для подростков в наркотическом опьянении, поскольку оно сопровождается временным всплеском положительных эмоций, немотивированным весельем, радостным настроением, эйфорией.

7. Среди факторов риска можно назвать и потребность установить пределы своих возможностей, тягу к рискованным ситуациям, стремление выйти за границы разрешаемого.

8. Предрасположенность к наркотизации может быть обусловлена и явлениями психического инфантилизма, что присуще части несовершеннолетних, а также внутриличностными конфликтами, связанными с высоким уровнем притязаний, потребностью в признании и болезненным осознанием невозможности достичь желаемого. Неумение преодолевать коммуникативные барьеры, безуспешные попытки найти хотя бы одного близкого друга часто приводят подростка к психологическому дискомфорту, который он пытается преодолеть с помощью наркотических средств.

Здесь им на помощь нередко приходят наркоманы, стремящиеся побудить к приему наркотических веществ и других людей. В медицине существует даже специальный термин, обозначающий это явление, - прозелитизм наркоманов, т.е. склонность учить других потреблять наркотики. Это объясняется своеобразным «альтруизмом» наркомана, желанием «поделиться удовольствием». Если курильщик конопли в состоянии наркотического опьянения находится вне окружения таких, как он, ему крайне неприятно, что другие не разделяют его веселья, он испытывает раздражение, злобу. Если же наркотизация осуществляется в компании, где все пребывают в состоянии наркотического опьянения, то происходит взаимное заражение эмоциями, что усиливает эффект этого опьянения.

Кроме того, стремление привлечь к наркотикам новых людей объясняется также корыстными побуждениями – расширение круга наркоманов облегчает поиск наркотика и средств на его приобретение.

В арсенале приобщения к наркотикам находятся практически все виды межличностного взаимовлияния: заражение, подражание, убеждение, внушение, конформизм и др. Выступая в совокупности и дополняя друг друга, они создают непреодолимую силу.

Употребление наркотиков, как уже отмечалось, чаще всего начинается в молодом (и даже детском, подростковом) возрасте, поэтому причины наркомании связаны с психологическими особенностями этих возрастных периодов: незавершившееся развитие нервной и эндокринной систем, социальная незрелость, отсутствие стойких жизненных позиций делают детей и подростков особенно уязвимыми к наркотикам.

Подверженность заболеванию наркоманией наблюдается, прежде всего, у внушаемых, психически незрелых подростков, неспособных к социально направленным волевым усилиям, к правильной оценке своих поступков и их последствий. Когда такие подростки оказываются в микросреде людей, употребляющих наркотики, они не могут ни противостоять ей, ни уйти от пагубного влияния, прекратив общение с наркоманами.

Изложенные причины наркотизации несовершеннолетних обусловливают необходимость знаний для раннего выявления случаев употребления наркотиков учащимися. Следует поддерживать постоянную бдительность в педагогическом коллективе и среди родителей в отношении возможного возникновения тяги к наркотикам у учащихся.

Прежде всего, речь идет о контингенте трудновоспитуемых (педагогически запущенных) школьников, о детях, живущих в неблагоприятных условиях, с пьянствующими, ведущими асоциальный образ жизни родителями. Необходимо знать о возможных отклонениях в психическом развитии учеников, помнить о невротических и психопатизированных личностях. Другими словами, нужен постоянный учет в работе всех факторов риска подростковой наркотизации.

Однако такая настороженность не должна переходить в слежку или всеобщую подозрительность, во всяком случае, не должна быть очевидной для учащихся. Выявлять наркоманию у несовершеннолетних следует при обязательном и непосредственном участии педиатров или подростковых врачей, психиатров и наркологов, инспекторов отделов по пресечению правонарушений несовершеннолетних. Но постоянно контактируют с детьми педагоги и родители и поэтому имеют возможность наблюдать изменения в их самочувствии, отклонения в поведении, учебе.

Это может быть неожиданное снижение успеваемости, утрата интереса к учебным предметам, неожиданно возникший интерес к химии. Озабоченность родителей должны вызывать ситуации, когда ребенок очень резко, без видимых причин прекращает заниматься в кружках, спортивных секциях. Одновременно могут появляться признаки повышенной утомляемости, снижение работоспособности. Наблюдаются ухудшение памяти, невозможность сосредоточиться, неусидчивость, резкие перепады настроения. Все это усугубляет противоречия между подростком и взрослым (родителями, учителями), сопровождается отклонениями в поведении, вплоть до асоциальных поступков, хулиганских действий.

Под особым наблюдением должны быть те подростки, которые курят, поскольку установлено, что курению наркотиков всегда предшествует табакокурение. Более того, табакокурение также является токсикоманией, хотя и в гораздо более легкой, ослабленной форме. Поэтому борьба с курением в подростковом возрасте является составной частью профилактики наркомании.

Каковы же психологические механизмы формирования зависимости от психоактивных веществ?

Термин «зависимость» подразумевает необходимость повторных приемов психоактивных веществ (ПАВ) для обеспечения хорошего самочувствия или для избегания плохого.

Выделяются различные формы зависимости, одной из первых среди которых является социальная зависимость. На этой стадии у подростка, оказавшегося в среде употребляющих или зависимых от наркотиков лиц, формируется внутренняя готовность начать прием наркотиков.

Начало употребления ПАВ формирует психическую зависимость (состояние, при котором лекарственное средство вызывает чувство удовлетворения и психического подъема и которое требует периодически возобновляемого или постоянного введения лекарственного средства для того, чтобы испытать удовольствие или избежать дискомфорта), первой стадией которой является групповая психическая зависимость. Эта стадия характеризуется возникновением потребности в употреблении ПАВ, как только собирается «своя компания». Далее возникает индивидуальная психическая зависимость, сопровождающаяся стремлением увеличивать дозу, добиваясь получения наркотика любым путем. Перерывы в употреблении вызывают психические расстройства в виде абстиненции.

Продолжение приема ПАВ приводит к более тяжелой форме зависимости — физической, когда наркотик становится необходимым условием биохимических процессов в организме человека. Увеличивается толерантность, вызывающая необходимость потреблять все большее количество наркотика.

Употребление психоактивных веществ вызывает в совокупности такие психические последствия, как нарушения внимания, памяти, мышления (изменение темпа и функций мышления), восприятия новой информации. Возникают эмоциональные нарушения (раздражительность, возбудимость, склонность к сниженному настроению, агрессивность, злость, падение активности). Появление галлюцинаций, чувства безнадежности, мыслей о самоубийстве, попыток аутоагрессии приводит к попыткам суицида, попаданию в психиатрическую больницу, разрушению здоровья и смерти.

Существуют объективные факторы риска возникновения зависимости, которые имеют следующие основные внешние проявления:

а) асоциальное и агрессивное поведение подростков;

б) трудности в достижениях, в том числе плохая успеваемость;

в) алкоголизм, наркомания у родителей;

г) дефицит положительных эмоций;

д) конфликтность в семье, недостаток интереса к ребенку со стороны родителей, их асоциальное или сексуально-распущенное поведение.

Причины возникновения поведенческих факторов риска, к которым относится и возникновение зависимости от психоактивных веществ, рассматриваются в трех аспектах: психологическом, биологическом и экологическом (системно-ориентированном).

^ Психологический подход предполагает причины возникновения поведенческих факторов риска в типичных для подросткового возраста социально-психологических проблемах (коммуникативные проблемы, неадекватная самооценка, социальная дезадаптация, гиперактивность и т. д.).

^ Биологический подход определяется особенностями генотипа, эндокринной системы, нейродинамических процессов и периодом полового созревания.

Системно-ориентированный подход рассматривает в контексте данной проблематики четыре сферы взаимоотношений. Первые две рассматривают отношения с ровесниками и родителями; третья — оценивает влияние общества в целом, а также средств массовой информации; четвертая — оценивает культурные особенности как основные условия здорового образа жизни.

Важным фактором, играющим негативную роль, является психический инфантилизм, зачастую приводящий к затруднениям психической адаптации.

Одним из ее проявлений являются аномальные поведенческие реакции, в том числе ранняя алкоголизация. К аналогичному результату способна привести и склонность к депрессиям, вызывающая потребность «расслабиться», в том числе с помощью ПАВ.

Предполагается, что возможно существование неких специфических признаков, позволяющих предсказать формирование химической зависимости. Однако выявить тип личности, в большей степени подверженной вовлечению в наркотизацию, практически неосуществимо по той простой причине, что, когда начинается употребление ПАВ, личность еще далеко не сформирована.

Следует отметить еще два важных фактора. Так, к уходу от реальности в виде алкоголизма и наркомании способно привести несовпадение уровня притязаний с реальными достижениями, невозможность самоутверждения. К такому же результату может привести неспособность к защите и выходу из психотравмирующей ситуации.

Существуют определенные группы признаков, отражающие искажения личности подростков «группы риска». Среди них обращают на себя внимание следующие:

- ^ В поведенческой сфере: избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими, высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки своих возможностей, агрессивное или неуверенное поведение, нетерпимость и др.

- ^ В аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкий уровень стрессоустойчивости, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, преувеличение негативных событий и минимизация позитивных.

- ^ В мотивационно-потребностной сфере: искажения в виде блокировки потребности в защищенности, самоутверждении, свободе, временной перспективы.

- В когнитивной сфере: наличие искажений, усиливающих дисгармонию личности.

В профилактике зависимости от психоактивных веществ большую роль играет внимание к психическому состоянию подростка, его душевному миру, здоровью, поведенческим навыкам и умениям.


^ Психологические основы профилактики наркомании


Беда всех теорий профилактики наркомании в рано или поздно обнаруживающейся несостоятельности. Эта несостоятельность, прежде всего, связана постоянно изменяющимися социально-психологическими явлениями и процессами в обществе. Но все-таки среди них обнаруживаются позиции, которые являются более или менее универсальными, долгосрочными, поэтому их следует учитывать в организации профилактической активности.

Одна из теорий, получивших мировое признание с точки зрения ее адекватности многим международным профилактическим стратегиям — теория социального научения А. Бандуры. Она дает возможность осознать тот факт, что многие формы поведения человека являются результатом его взаимодействия с социальной средой.

В связи с этим профилактику наркоманий можно рассмотреть как работу с поведением людей, в широком смысле — поведением популяции, где поведение — это всегда ответ, результат воздействий на человека социальной среды.

На основе этой теории, а также теории стресса Г. Селье была разработана интегративная модель стресса и копинга Р. Лазаруса. Эта модель определяет поведение человека не просто как механический ответ на воздействие среды, а как сложное социально-психологическое образование, некий опыт, через который преломляются требования социальной среды. В результате этого опыта формируются те или иные формы поведения. Из чего же состоит этот опыт? Он состоит из определенных личностных и средовых ресурсов и поведенческих стратегий.

К ресурсам личности относятся:

- представление человека о себе, его ^ Я - концепция;

Помимо ресурсов личности человек обладает и ресурсами социальной среды, которые также определяют его поведение. Это — то социальное окружение, в котором живет человек. Эта система социальной поддержки может существовать на уровне мирового сообщества, страны, государства, конкретного города, района, конкретной школы или вуза, на уровне конкретной семьи, друзей и т.д.

Но помимо наличия этой системы необходимо, чтобы социальная поддержка реально оказывалась, воспринималась, и чтобы человек умел ее запрашивать, находить. Все это в целом называется социально-поддерживающим процессом. Социально-поддерживающий процесс также является ресурсом человеческого поведения.

Поэтому для того, чтобы мы могли рассчитывать на достаточно адаптивное поведение детей, подростков и молодежи, у них должен быть высоко развит уровень личностных и социальных ресурсов. Этого добиться не просто, но возможно, используя определенные профилактические обучающие программы, основанные на системе обучения здоровому поведению.

И взрослые, и дети находятся под интенсивным воздействием социального стресса, связанного с постоянными изменениями требований среды. Подрастающее поколение не приспособлено к современным условиям постоянно меняющейся стрессогенной социальной действительности, а взрослые люди в большинстве своем, не имея определенных знаний и навыков, не в состоянии обучить детей тем поведенческим моделям, которые понадобятся в жизни.

В этой ситуации у психологически не просвещенного населения происходит хаотический поиск наиболее простой модели поведения. При этом часто выбираются саморазрушающие пути совладания со стрессом — употребление алкоголя, наркотиков, других психоактивных веществ. В связи с этим наиболее эффективным путем профилактической активности является формирование стрессоустойчивого жизненного стиля.

При организации профилактической работы по предупреждению наркомании выделяются психологические стратегии, определяющие ее основные направления, цели и объекты.

^ Первым направлением профилактики является профилактика употребления психоактивных веществ. Ее целями выступают:

  1. Формирование мотивации на эффективное социально-психологическое и физическое развитие, включающее позитивное отношение к окружающему миру, желание вести здоровый образ жизни.

  2. Формирование мотивации на социально-поддерживающее поведение, на оказание помощи родным и близким, активизация их ресурсов для собственной поддержки в случае необходимости, - люди, у которых сформирована сеть социальной поддержки (семья, друзья, значимые другие) легче справляются с проблемами, могут более эффективно преодолевать стрессы.

  3. Развитие факторов здорового социально эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий - человек, эффективно использующий поведенческие стратегии, имеющий социально-поддерживающее окружение, успешно использующий различные ресурсы, оказывается более защищенным перед лицом стрессовых факторов, в этом случае уменьшается вероятность употребления им наркотиков.

Данное направление осуществляется среди детей и подростков в школах, молодежи в учебных заведениях, родителей (семей), учителей, внешкольных подростковых, молодежных коллективах и группах, а также неорганизованных группах населения.

^ Вторым важным направлением выступает изменение дезадаптивного поведения. Оно преследует следующие цели:

  1. Формирование мотивации на изменение поведения: для того чтобы эти люди захотели изменить свое поведение, необходимо сформировать у них желание, мотивацию на изменение.

2. Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные: для того, чтобы стать «выздоравливающим наркоманом», человеку необходимо осознать свои реальные чувства, преодолеть те психологические защиты, которые личность выстраивает для ухода от решения проблем; он должен понять, что употребление наркотиков мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его, осознать свои поведенческие проявления и захотеть изменить их на более адекватные формы поведения.

3. Формирование и развитие социально-поддерживающей среды: любой человек должен иметь возможность получить помощь социально поддерживающего окружения, поэтому, если у него нет естественных социально поддерживающих сетей, необходимо искусственно создать структуры, которые могут оказывать ему необходимую поддержку.

Контингентом реализации данного направления являются дети, подростки и молодежь группы риска, родители (семья), неорганизованные группы детей, подростков, молодежи, взрослого населения.

Важнейшей частью профилактической работы выступает поощрение стремления к прекращению употребления наркотиков, цель которой - формирование мотивации на изменение поведения у лиц, потребляющих наркотики, желания уменьшить и прекратить их употребление.

^ Одним из неотъемлемых направлений профилактики является подготовка специалистов из числа школьных психологов, социальных педагогов, школьных учителей и вузовских преподавателей, сотрудников правоохранительных органов. Цель данного направления — формирование у них знаний и навыков в области противодействия употреблению наркотиков; информирование человека о действии и последствиях злоупотребления психоактивными веществами в сочетании с развитием стратегий и навыков адаптивных форм поведения помогают сформировать у него образ жизни, способствующий здоровью.

В современной организации и осуществлении профилактики зависимостей от психоактивных веществ выделяются различные подходы.

1. Подход, основанный на распространении информации о наркотиках, - наиболее широко используемый тип превентивных стратегий, базируется на предоставлении информации о наркотиках, их вредности и негативных последствиях употребления. В отечественной наркологии этот подход представлен методами санитарного просвещения.

2. Подход, основанный на аффективном (эмоциональном) обучении, базируется на учете того, что зависимость от наркотиков чаще развивается у людей, имеющих низкую самооценку, слабо развитые навыки принятия решения, трудности в определении и выражении эмоций. Соответственно, задачами профилактической работы являются повышение самооценки; определение значимых личностных ценностей; развитие навыков распознавания и выражения эмоций, принятия решений; формирование способности справляться со стрессом.

3. Подход, основанный на роли социальных факторов, базируется на теории социального научения А. Бандуры, согласно которой важнейшим фактором развития тех или иных форм поведения является среда как источник обратных связей, поощрений и наказаний. Влияние социального окружения (сверстников, семьи) может способствовать или препятствовать началу наркотизации. Профилактическая работа основывается на выявлении структуры сети социального влияния и состоит из следующих компонентов: тренинг устойчивости к социальному давлению, к воздействию средств массовой информации; предоставление информации о возможном влиянии со стороны родителей и других взрослых; коррекция нормативных установок. Преимущественными техниками работы являются ролевые игры, техники усиления определенных видов социального влияния и т.д.

4. Подход, основанный на формировании жизненных навыков, базируется на понятии изменения поведения и использует методы поведенческой модификации и терапии. Теория социального научения Л. Бандуры и теория проблемного поведения Р. Джессора являются основой этого направления. Проблемное поведение рассматривается с точки зрения функциональных проблем и подразумевает помощь подросткам в достижении личностных целей социально приемлемым путем.

5. Подход, основанный на альтернативной наркотикам деятельности. По мнению представителей этого подхода, уменьшению распространения случаев развития зависимости от наркотиков и алкоголя способствует значимая деятельность, альтернативная наркотизации и алкоголизации. В рамках этого подхода выделяют следующие варианты программ:

- предложение специфической позитивной активности, которая как вызывает сильные эмоции, так и предполагает преодоление различного рода препятствий;

- комбинация личностных потребностей с позитивной активностью;

- поощрение участия во всех видах такой активности;

- создание групп поддержки молодых людей, направленных на активный выбор своей жизненной позиции.

6. Подход, основанный на укреплении здоровья. Основная цель программы — формирование жизненной компетентности человека, развитие здоровой личности, поведение которой рассматривается не изолированно, а вместе с ее социальным окружением. Концепция укрепления здоровья интегрирует среду детей и связанные с ней группы взрослых, она подразумевает изменение типа и структуры школьного и дошкольного образования.

В области просветительско-воспитательной деятельности выделяют следующие концептуальные социально-психологические модели:

- модель аморального поведения, основанная на утверждении греховности употребления психоактивных веществ;

- модель запугивания, основанная на декларации идеи опасности потребления наркотиков;

- познавательная (фактически информационная) модель, в рамках которой потенциальному потребителю предлагают информацию о действии психоактивных веществ и риске, с которым связано их потребление;

- модель, ориентированная на коррекцию тех личностных особенностей, которые способствуют употреблению психоактивных веществ (социальный тренинг навыков принятия решений, совладания с трудными ситуациями, с тревогой; проблем общения и отказа от употребления наркотиков);

- модель укрепления здоровья, которая строится на развитии альтернативных привычек (спорт, активный досуг, здоровый образ жизни, режим труда и т.д.), препятствующих употреблению психоактивных веществ. Разновидность этой модели — модель укрепляющих факторов. В ее основе лежит идея, что здоровые люди обладают ресурсами, помогающими справиться с нагрузками, повышенными требованиями среды, стрессами и конфликтами без применения одурманивающих веществ.

Всемирной организацией здравоохранения принята классификация профилактики, предусматривающая первичную, вторичную и третичную ее формы, которые, в свою очередь, включают социальные, педагогические, медицинские, психологические подходы и технологии. В рамках данной лекции мы остановимся на последних.


^ Психологические технологии профилактики


Психологические технологии первичной профилактики направлены на преодоление социально-психологического стресса для формирования адекватной психологической адаптации к требованиям социальной среды.

Данные технологии осуществляются посредством:

— развития личностных ресурсов;

— формирования социальной и персональной компетентности;

— развития адаптивных стратегий поведения;

— формирования функциональной семьи.

Цель этого вида технологий - адаптация к требованиям социальной среды, формирование и развитие социальной и персональной компетентности, ресурсов личности, адаптивных стратегий поведения, эффективного жизненного стиля и поведения.

Их осуществлением могут заниматься специалисты в области профилактики, владеющие знаниями и умениями, связанными с медико-психологическими формами работы с населением.

Психологические и психотерапевтические технологии вторичной профилактики направлены на выработку мотивации к изменению жизненного стереотипа и преодоление формирующейся зависимости.

Психологические технологии вторичной профилактики включают:

— преодоление барьеров осознания эмоциональных состояний;

— осознание формирующейся зависимости от наркотика как проблемы личности;

— развитие когнитивных и поведенческих стратегий проблем - преодолевающего поведения (стратегии разрешения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, распознавание и модификация стратегии избегания);

— анализ, осознание и развитие личностных и средовых ресурсов преодоления проблемы формирующейся зависимости от психоактивных веществ (Я-концепция, коммуникативные ресурсы, социальная компетентность, ценностные ориентации, когнитивное развитие, интернальный локус контроля, принятие ответственности за свою жизнь, свое поведение и его последствия, восприятие социальной поддержки, изменение стереотипов поведения и ролевого взаимодействия в семье, формирование психологической устойчивости к давлению наркоманической среды).

Цели данных технологий:

1. Помочь людям осознать и преодолеть барьеры (эмоциональные, когнитивные и поведенческие), препятствующие пониманию необходимости изменения форм их собственного поведения.

Люди, употребляющие наркотики, обычно, не умеют осознавать свои эмоциональные проявления. Поэтому они заглушают свои эмоции, используя психоактивные вещества. Обучение способности проявлять и осознавать свои эмоции — достаточно сложная задача для «зависимых», а принять решение о необходимости изменения своего поведения человек сможет только после осознания своих истинных чувств, того, что наркотики мешают нормально жить.

Когнитивные барьеры мешают человеку адекватно осмыслить ситуацию. В распоряжении «зависимого» человека имеется целый арсенал когнитивных уловок, мифов, защитных механизмов, направленных на самообман, на создание иллюзорно-компенсаторной действительности. Человек начинает жить в не существующем в реальности мире. Ему кажется, что он может контролировать ситуацию, управлять ею. На самом деле - реальность другая, поэтому только преодоление когнитивного барьера может привести к переосмыслению ситуации, к осознанию, что выбранный путь ведет к заболеванию, деградации и даже к смерти.

Поведенческие барьеры. После переосмысления ситуации человек начинает иначе воспринимать свое поведение. Он приходит к осознанию факта, что определенные формы поведения разрушают его самого и жизнь окружающих людей, поэтому их необходимо менять.

2. Помочь людям изменить нарушенные, дезадаптивные формы поведения.

Когда человек преодолел эти барьеры, у него формируется мотивация на изменение своего эмоционального и когнитивного реагирования, форм своего поведения и собственной жизни.

3. Помочь людям в развитии здоровых, адаптивных форм поведения.

Эту задачу можно осуществить при помощи проведения тренингов, психотерапии и психокоррекции, направленных на развитие ресурсов личности и среды, контроля над зависимостью, обучение навыкам проблем-преодолевающего поведения, устойчивости к давлению наркоманической среды.

Технологии третичной профилактики (реабилитации) условно можно подразделить на: медико-психологические и психотерапевтические, социально-педагогические и медико-биологические. Психологические технологии, в свою очередь, включают:

- тренинг профилактики рецидивов;

- тренинг эмпатии, коммуникативной и социальной компетентности;

- тренинг когнитивного развития;

- индивидуальную и групповую психотерапию, направленную на коррекцию личностных и средовых ресурсов адаптации.

Главными задачами реабилитации больных наркоманией является профилактика рецидивов и психосоциальная адаптация. Основная цель процесса реабилитации - построение пациентом своего успешного поведения, изменение его в сторону выздоровления на основании личного опыта преодоления болезни и опыта преодоления проблемных и стрессовых ситуаций.

Одним из важнейших условий успешности реабилитации является осознание пациентом личностных духовных ценностей. После выхода из клиники пациенту вновь приходится сталкиваться с окружающим миром, со стрессами, с новыми требованиями социальной среды. Это то кризисное состояние, один из основных проблемных моментов, приводящих к срыву. На данном этапе пациенту необходимо осознание личностных духовных ценностей, в этом ему может помочь личностно-ориентированная психотерапия.

После преодоления пациентом абстиненции, физической и психической зависимости, у него неизбежно возникают мысли о смысле своего существования. В этот период пациенту необходима психотерапия, направленная на осознание и формирование жизненных целей и путей их достижения. Это один из очень сложных этапов реабилитации.

Психотерапия пациентов с наркотической зависимостью — это марафон длиною в жизнь. Процесс реабилитации растягивается на многие годы, поскольку требования среды меняются, и невозможно обучить пациента способам поведения, эффективным при любых обстоятельствах. Поэтому изменение одних способов поведения на другие должно происходить постоянно. Также в процессе реабилитации необходима регулярная отработка навыков проблем-преодолевающего и социально-поддерживающего поведения, поскольку никогда эти навыки не бывают абсолютны.

Перечисленные выше задачи условно можно отнести к медико-психологическим и психотерапевтическим технологиям третичной профилактики.

Данные технологии позволяют обеспечивать социальную поддержку пациентов. Без оказания такой поддержки пациентам трудно справляться с жизненными проблемами, они могут снова начать употребление наркотиков.

Психологические технологии наряду с социальными, медицинскими и другими используются в ходе реализации различных профилактических программ. При их разработке и осуществлении необходимо соблюдать ряд психологических требований.

Очень важно, чтобы программы по профилактике злоупотребления наркотиками были дифференцированными по полу и возрасту, целевыми (для детей дошкольного возраста, школьников, учащихся колледжей, студентов и других групп молодежи). Они должны органически вписываться в учебно-воспитательный процесс.

Профилактическая работа заключается в развитии веры человека в свои силы, поддержании положительного самоотношения, формировании коммуникативных навыков, преодолении социальной изоляции, обучении гибкости и терпимости в конфликтных ситуациях, формировании навыков выхода из стресса и конструктивного решения проблем, развитии сферы чувств и поддержки процессов самоопределения и самореализации.

Профилактическая работа может осуществляться в различных направлениях и формах:

- разъяснительные и просветительские мероприятия (лекции, семинары, выступления по радио, статьи в газете), направленные на информирование о разрушительных последствиях злоупотребления психоактивными веществами, причинах наркотизации, симптомах зависимости;

- выявление при помощи ежегодных диспансеризаций и выборочных обследований подростков группы риска (с наличием признаков психической дезадаптации, асоциального или рискованного поведения; неблагоприятных семейно-бытовых и экономических условий; наследственной отягощенности; объективных признаков приема наркотиков);

- психопрофилактическая и психокоррекционная работа с подростками, входящими в группу риска: индивидуальное динамическое наблюдение, осуществление повторных обследований, проведение индивидуальной или групповой психотерапии, фармакотерапии, а также привлечение их родственников и близких;

- консультативное: оказание помощи по вопросам, связанным с нарушением состояния нервно-психического здоровья учащихся, наличием конфликтных отношений подростков с окружающими и т.д.;

- диагностическое: активное выявление среди учащихся подростков, употребляющих алкоголь или имеющих предрасположенность к алкоголизации, т.е. группа риска;

- коррекционное: проведение комплексных мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию ранней алкоголизации среди учащихся.

Учитывая возрастные особенности подросткового и юношеского периодов, групповые занятия с учащимися по предупреждению употребления наркотиков являются необходимым элементом профилактики. Выделяются следующие методы профилактики злоупотребления психоактивными веществами с детско-подростковым контингентом:

- мозговой штурм;

- анализ конкретных историй жизни (случаев);

- групповая дискуссия;

- драматические представления; индивидуальные и групповые исследования; индивидуальные и групповые выступления;

- просмотр видеоматериалов; ролевое моделирование и т.п.

Одним из универсальных вариантов профилактических программ является формирование адекватных жизненных навыков. Модель обучения жизненным навыкам носит конструктивный характер, направлена на развитие позитивных установок и эффективных поведенческих навыков в противоположность информационно-просветительской модели, которая основывается на запугивании, разрушении спонтанных социальных установок. Она ориентирована на все категории детей и решает задачи, совпадающие или, как минимум, соотносимые с задачами развития в конкретных возрастах, и в этом смысле носит универсальный характер. Наконец, отличительным признаком модели является ее превентивный характер, поскольку она призвана не исправлять последствия нарушений психосоциального развития, а предупреждать их.

Программы формирования жизненных навыков предполагают использование различных методов. Одна из наиболее распространенных форм — работа малых групп. В рамках малых групп (до 20 человек) сообщается новая информация, происходит обучение навыкам, формируются новая система ценностей и позитивная мотивация, обеспечивается социальная и эмоциональная поддержка. Коллективный опыт позволяет в более широком контексте взглянуть на собственные проблемы. Группа предоставляет возможность обсуждения актуальных проблем поведенческих рисков.

Преемственность занятий и курсов, акцент на позитивное изменение поведения учащихся, профилактика, ориентированная на раскрытие психологических ресурсов личности, а также доступность применяемых психолого-педагогических методов воздействия делают программу эффективным средством обучения таким жизненным навыкам, как противостояние негативному групповому давлению, умение выйти из конфликтной ситуации, справиться со стрессом, сделать независимый правильный выбор.

Если тренинговые занятия проводятся в школе, то вся программа должна быть ориентирована на школу. Это предполагает, что:

* продолжительность одного занятия не более 40-45 минут;

* весь курс должен быть коротким, но интенсивным, не увеличивающим и без того огромную учебную нагрузку детей и подростков;

* группа может быть довольно большой - 25-30 человек, которые объединены в один класс большей частью случайно, а не в силу индивидуальных психологических особенностей;

* занятия может вести не только психолог, педагог, но и любой прошедший некоторую подготовку.

Во-вторых, занятия не должны напоминать школьникам уроки. Поэтому из них следует исключить задания, характерные для традиционных уроков, длительные монологические поучающие высказывания ведущего.

Целью тренингов должно стать не столько получение учащимися определенных знаний, сколько формирование адекватного отношения к отдельным явлениям, ситуациям, проблемам, создание стойких убеждений в приемлемости или неприемлемости соответствующих способов поведения. При этом рекомендуется соблюдать определенную последовательность: сначала у учащихся формируется представление о предмете или явлении, затем вырабатывается соответствующее отношение к нему и далее осваиваются адекватные способы поведения в данной ситуации. Подход, при котором социальные установки формируются через игру, а не путем простой передачи знаний, представляется более эффективным при условии правильной его организации.

Профилактическая составляющая программ не должна состоять из попыток решить «в лоб» проблему зависимости от психоактивных веществ. В занятиях может (и должна) быть заложена информация об опасности бесконтрольного потребления лекарственных препаратов (даже при заболевании), умении ответить отказом не только на предложение попробовать наркотики, но и на другие предложения, связанные с риском для здоровья. Кроме того, следует помнить, что одной из распространенных причин наркодебюта у подростков является отсутствие умения бороться со стрессом. Поэтому особое внимание следует уделить формированию стрессоустойчивости, в том числе через обучение элементам саморегуляции.

Организация эффективной профилактики зависимости от психоактивных веществ остается серьезной проблемой современного общества, требующей комплексного межведомственного подхода.

Профилактика зависимого (в том числе от психоактивных веществ) поведения подростков станет тогда в полной мере эффективной, когда несовершеннолетним будет предложена иная, положительная альтернатива. Игры, спорт, физическая культура способны выполнить эту функцию, однако чрезмерная реклама экстрима и, как следствие, увлечение опасными для здоровья видами активности приносят немалый вред обществу. Темпы роста зависимости от азартных игр начинают опережать темпы роста алкоголизма и наркомании. Учитывая, что от безобидного увлечения играми до серьезного заболевания шаг может оказаться фатально коротким, психологам приходится обращать внимание на появление новой «группы риска» — азартных игроков в компьютерные игры, карты, бильярд.

Школа остается одним из основных факторов личностного становления подрастающего поколения. Сегодня цель школьного образования состоит не в создании идеальных условий для ребенка, предполагающих свободную от любых конфликтов окружающую среду, а в обеспечении разносторонней подготовленности подрастающего поколения к вступлению во взрослую жизнь. Наряду с освоением академической программы школьник должен овладеть навыками самоконтроля и самооценки, разрешения конфликтов и сотрудничества, эмпатии и уважения точки зрения оппонента. От социальной компетентности подростка во многом зависит его физическое и психическое здоровье, успешность его самореализации как личности.



4181473664543098.html
4181633104991063.html
4181757297307599.html
4181846640206386.html
4182007186059826.html