Система финансовых прерогатив государства в России второй половины XVII начала XX веков (историко-правовое исследование) 12. 00. 01 теория и история права и государства; история учений о праве и государстве - страница 2


Объектом исследования настоящей работы выступают закономерности эволюции и функционирования системы финансовых прерогатив в России второй половины XVII – начала XX века.

Предметом исследования являются теоретические и практические проблемы публично-правового регулирования порядка и условий установления, применения исключительных финансовых прав государства и деятельности государственного аппарата по управлению процессом использования финансовых прерогатив в России второй половины XVII – начала XX века.

Целью диссертационной работы является комплексное исследование установления, применения и правового оформления системы финансовых прерогатив в России второй половины XVII - начала XX века.

Учитывая обширность и многоплановость темы диссертационной работы, автор ограничил свои исследовательские задачи анализом основополагающих, ключевых элементов системы финансовых прерогатив.

^ Цель исследования определила стоящие перед ним задачи:

- раскрыть содержание и особенности финансовых прерогатив государства, уяснив их понятие, виды, значение в системе государственных доходов и государственной политике;

- рассмотреть различные точки зрения на особенности и значение финансовых прерогатив в системе осуществления государственной власти в России второй половины XVII – начала XX вв.

- исследовать теоретические аспекты регалий как важного вида финансовых прерогатив;

- описать процесс формирования законодательства об исключительных финансовых правах государства во второй половине XVII - первой половине XVIII вв.

- проследить эволюцию правового регулирования финансовых прерогатив в России во второй половине XVIII – начале ХХ вв.

- изучить правовые основы управления системой исключительных финансовых прав в России второй половины XVII - начала ХХ вв. в рамках приказной, коллежской и министерской систем и другие задачи.

^ Методологической основой исследования являются системный подход, методы синтеза и анализа при обработке теоретических взглядов, практических примеров, законодательных положений; метод сравнительного анализа, классификационный, сравнительно-правовой, сравнительно-исторический, диалектический метод, формально-юридический метод при анализе конкретных правовых норм, а также метод междисциплинарного подхода.

^ Теоретико-правовую основу диссертационного исследования составили философские, политологические, экономические, исторические и правовые исследования. В работе широко использованы научные труды и публикации отечественных и зарубежных ученых и практиков финансовых правоотношений второй половины XVII - начала XX века, а также проекты, концепции правовых преобразований. Основой источниковой базы стал широкий круг нормативных актов, так как изучение и анализ правовых основ системы регалий России второй половины XVII - начала XX века является одной из важнейших задач диссертационного исследования.

^ Источниковую базу исследования для изучения правовой регламентации установления и управления регалийными доходами в России второй половины XVII - начала XX века составляет значительный комплекс правовых материалов, основными из которых являются законодательные памятники, опубликованные в I, II и III Полных собраниях законов Российской империи и Своде законов Российской империи 1857 г. Здесь нашли отражение указы, манифесты и постановления в области установления регалий и управления казенным имуществом, нормы об организации деятельности регалийного характера. Соборное Уложение дало ценный материал, без изучения которого невозможно проследить эволюцию многих видов финансовых прерогатив в нашей стране.

Привлекался архивный материал. В архивных документах содержатся мнения государственных деятелей о проводимых реформах в области монополизации тех или иных промыслов, данные о прибылях и убытках, приносимых государственному бюджету установлением регалий, об организации процесса управления монополиями и откупами, позволяющие получить объективное представление о правовом регулировании регалийных отношений изучаемого периода, в том числе и на местном уровне33.

Важные сведения были почерпнуты из фондов Российского государственного архива древних актов (РГАДА), некоторые из документов данного архива впервые вводятся в научный оборот. Основным источником архивных данных о регалиях стал фонд 19 «Финансы», содержащий различные сведения в сфере установления и эксплуатации регалий 34. Важнейшие материалы были получены из Ф.26. «Государственные учреждения и повинности в царствование Петра I», Ф.353 «Главная соляная контора», Ф. 37 «Горный департамент» (содержит документы с 1733 года), что позволило оценить политику монополизирования основных промыслов в России при Петре I и государственное регулирование соляной и горной регалий35.

В Российском государственном историческом архиве (РГИА) были подробно изучены материалы фондов Министерства финансов – Департамента мануфактур и торговли (Ф. 18), фонды Камер-коллегии (Ф.467), Коммерц-колегии, а также фонды личного происхождения – М.М. Сперанского (Ф. 560), Е.Ф. Канкрина (Ф. 1570), Петра I (Ф. 467) и др.

Для понимания правовой политики в области регалийных доходов были исследованы местные архивы, основными из которых являются Курский областной исторический архив (КОИА), Государственный архив Курской области (ГАКО), Государственный архив Белгородской области (ГАБО), Государственный архив Орловской области (ГАОО), которые дали возможность изучить фонды губернских органов управления, статистические материалы, а также особенности местной политики.

^ Эмпирической базой для исследования стали историко-правовые материалы в сфере установления, развития и отмены исключительных финансовых прав государства в России второй половины XVII - начала XX века.

^ Научная новизна диссертационной работы заключается в том, что она является одним из первых историко-правовых исследований процесса государственно-правового воздействия на общественные отношения посредством использования системы финансовых прерогатив в России второй половины XVII – начала XX веков с позиций современной методологии.

Наряду с этим, осуществлен анализ эволюции законодательства в области установления и отмены отдельных видов исключительных финансовых прав государства, а также теоретических концепций по данной проблематике.

Предпринята попытка научного освоения государственно-правовых мер в сфере управления процессом посредством использования финансовых прерогатив

К другим результатам диссертационного исследования, отличающимся научной новизной, относятся следующие:

- разработана теория финансовых прерогатив, включающая определение, признаки, авторскую классификацию финансовых прерогатив и регалий;

- впервые в историко-правовой науке исследованы предпосылки создания теории регалии государственных закладных и проанализированы ее основные положения;

- проанализированы нормативные акты второй половины XVII – начала XX веков, дана характеристика и периодизация основных законодательных изменений в области установления финансовых прерогатив, разработана структурная схема эволюции органов управления казенной собственностью и государственным хозяйством в исследуемый период;

- выявлены способы установления и реализации регалийных прав государства;

- в научный оборот введен ряд неисследованных в историко-правовой науке нормативных и архивных материалов;

- выявлены закономерности установления и использования финансовых прерогатив в России второй половины XVII – начала XX веков;

- предложены рекомендации по решению отдельных актуальных проблем в сфере современной финансовой системы с учетом исторического опыта преобразований в Российском государстве.

^ Основные положения, выносимые на защиту, заключаются в следующем:

1. Финансовые прерогативы государственной власти, выступая важнейшим инструментом государственной финансовой и экономической политики России во второй половине XVII – начале XX вв., рассматриваются автором как исключительные финансовые права верховной власти, провозглашаемые с целью получения доходов бюджета от прибыли в той или иной сфере деятельности и (или) в интересах общества. С позиций использования в исследовании категориального аппарата аргументируется, что многие правовые институты в истории и современности России имеют в своей сущностной основе исключительное финансовое право государства (регалия, экспроприация, эмиссия денежных знаков, сфера естественных монополий и т.д.).

2. Исследование историко-правовых аспектов финансовых прерогатив государства в XVII-XХ вв. позволяет сформулировать закономерности в развитии института и выделить несколько периодов (этапов) в развитии исключительных финансовых прав государства.

Первый период (до начала XVIII вв.) заложил основные легальные категории, механизмы и принципы установления новых источников регалийных доходов, монополизации промыслов и управления ими. На этом этапе помимо исторически сложившихся царских финансовых прерогатив (право царской охоты, ловли, бортничества, монетная регалия) стали появляться новые виды регалийных прав государства (питейная, соляная регалии).

Вторым этапом (первая половина XVIII в. – сер. XVIII в.) можно считать процесс непосредственного использования государством исключительного финансового права. В целом, говоря о системе нормативных актов, период характеризовался несогласованностью законодательства, однако в сфере использования финансовых прерогатив, законодательный массив отличался более высоким уровнем юридической техники и степенью согласованности норм.

На третьем этапе (вторая половина XVIII – до нач. ХХ вв.), который можно назвать периодом трансформации исключительного права, по различным основаниям отпадает необходимость использования исключительного финансового права, однако отчетливо прослеживается его влияние на дальнейшее развитие определенных сфер отношений.

Из предлагаемой периодизации необходимо выделить ряд исключений: железнодорожная регалия, имевшая в России особую историю создания и развития; монетная регалия, которая в настоящее время находится на втором этапе развития. К исключениям из правил можно отнести и такие группы промыслов, которые периодично монополизировались, потом отдавались правительством в свободную торговлю, затем снова монополизировались и т.д. (многие группы товаров в начале XVIII в., поташ). Кроме того, многообразие институтов и явлений государственно-правового регулирования финансовых отношений в истории России позволяет утверждать, что некоторые финансовые прерогативы не вписываются в предложенные хронологические периоды, поэтому последние к их развитию не могут быть применимы. Для этих правоотношений может устанавливаться схема развития: подготовительный этап, этап применения исключительного финансового права, этап трансформации или прекращения использования финансовой прерогативы.

3. Одним из наиболее часто используемых государством исключительных прав в XVII – начале XIX вв. являлась регалия. Система государственных регалий и ее правовое регулирование выстраивались в соответствии с требованиями политической, социальной, экономической ситуации. Изучение системы государственных регалий и ее функционирование позволяет сформулировать следующие способы реализации регалии, устанавливавшиеся в законодательстве второй половины XVII – начала XX вв.: первый механизм реализации исключительного права - установление монополии, полной или частичной, на какой-либо вид деятельности или товар; второй способ реализации регалийного права – введение откупной системы.

4. В настоящей работе автор исходил из утверждения регалийной природы казенного предпринимательства в рассматриваемый период, что основано на следующих посылках.

Во-первых, государство, участвуя в экономических отношениях в качестве самостоятельного субъекта, использует особое, исключительное право на осуществление определенного вида коммерческой деятельности, исходя из его возможности устанавливать свои «правила».

Во-вторых, как правило, государство «разрабатывает» прибыльные или стратегические отрасли хозяйства. Здесь, без сомнения, можно говорить о фискальной монополии, которая служит цели получения максимальной прибыли.

5. Наиболее эффективно применяемым в сфере пополнения бюджета исключительным правом государства являлись винная (до настоящего времени) и соляная (до начала XIX в.) регалии, правовому регулированию которых была посвящена значительная часть нормативных актов. Государственная и общественная значимость указанных регалий требовала принятия кодифицированных законодательных актов с высоким уровнем юридической техники, поскольку несовершенство соляного и питейного законодательство напрямую влияло на уровень поступающих в казну доходов. Примером могут служить Уставы о соли 1727 и 1781 гг., Устав о винокурении 1765 г., Устав о вине 1781 г. и др.

6. Реформирование и эволюция системы финансовых прерогатив в России второй половины XVII – начала XX веков проходили в контексте общих усилий правительства по упорядочению финансового законодательства и поиска новых источников доходов бюджета. Стремясь упорядочить разрозненные финансовые отношения, законодатель исходил из основополагающего принципа – достижение максимальной прибыли при минимальных затратах, поэтому реформы управления не всегда проходили успешно. Приказная система управления доменными промышленными и регалийными доходами имела хаотичный характер. Приказы иногда дублировали полномочия, функции управления промышленностью были разделены между несколькими приказами. В приказном управлении до реформ Ивана IV уравнивались привилегии государства и царя.

7. Важными функциями государственного управления в сфере защиты исключительных финансовых прав в XVIII в. являлись государственный контроль за поступлением регалийных доходов и борьба с казнокрадством. Особое место в управлении регалийными доходами в XVIII веке занимали некоторые категории должностных лиц или структурные подразделения. Это, в первую очередь, фискалы, вальдмейстеры, камериры (казначеи), корчменные команды (соляные, лесные, водные объездчики) и др. Незавершенность коллежской реформы Петра I не позволила реализовать потенциал финансового управления, заложенного в качественном законодательстве (подробных регламентах, обстоятельных инструкциях), что объяснялось рядом причин (кадровым вопросом, уровнем экономики и социальной обстановкой в стране).

8. Создание министерской системы управления в России начала XIX века привело к более эффективному использованию исключительных финансовых прав государства. Законодательство, регламентировавшее процесс управления государственным имуществом и имущественными правами, было направлено на приумножение национального богатства за счет государственного имущества, объектов государственной собственности, достигаемое обеспечением сохранности названного имущества путем усиления государственного финансового контроля и приобретением нового вида имущества; приращение государственной казны за счет использования институтов купли-продажи, концессии имущественных объектов государственной собственности; вклад государственного имущества в торговый баланс страны путем вовлечения доменов в осуществление импортных отношений, предоставления объектов в аренду, концессию иностранным предпринимателям. Параллельно укреплялся финансовый контроль, осуществлялась борьба с казнокрадством и коррупцией, что способствовало стабилизации финансовой системы и совершенствованию регулирования бюджетного процесса в России.

9. Оценивая правовую основу установления и осуществления исключительных финансовых прав государства, можно проследить, что вторая половина XVII характеризовалась фрагментарностью и непоследовательностью нормативных актов в области финансовых прерогатив государства. Первая половина XVIII века была периодом формирования и развития основных направлений правовой политики Российского государства в области монополизации различных отраслей хозяйства и регализации многих промыслов. Это время отмечено становлением законодательной базы функционирования регалий, монополий, откупов и создания структуры управления системой регалийных промыслов и доходов, активного институционального оформления правительственной деятельности в промышленной сфере, становления системы юридического инструментария решения финансовых задач. В то же время анализ законодательных основ финансовых прерогатив государства показывает отсутствие четко определенных, постоянно действующих принципов, регулирующих правительственные мероприятия и определяющих эффективную правовую политику в области регалийных доходов в России.

10. В начале ХХ века государство продолжало использовать ряд финансовых прерогатив в виде почтовой регалии, участия в железнодорожном домене в качестве собственника, установления винной монополии и др. вплоть до 1917 г., когда изменившиеся принципы государственной политики повлекли всеобщую монополизацию государственного хозяйства.

11. Исторический опыт установления и применения финансовых прерогатив свидетельствует о необходимости реформирования сферы естественных монополий и управления государственным имуществом. Нового подхода требует государственно-правовое регулирование оборота табачной и алкогольной продукции.

^ Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности применения некоторых его положений для дальнейшего научного анализа развития финансовой системы Российской Федерации и неналоговых доходов бюджета.

В результате выполненного исследования автор получил новые данные и сформулировал научные положения и выводы. В работе проведен анализ системы финансовых прерогатив с позиций современной методологии, исследована ее эволюция и роль в реализации государственных функций и финансовой системе.

Собранный фактологический материал может быть использован в преподавании курсов теории и истории государства и права, отечественной истории, финансового права, банковского законодательства, бюджетного права, подготовки учебной и учебно-методической литературы.

^ Апробация работы. Диссертационное исследование обсуждено на заседании кафедры истории государства и права Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина. Основные положения и выводы диссертационного исследования изложены в научных докладах, представленных на научно-практических международных (Чехия, Польша, Украина, Болгария и др.) и всероссийских конференциях (Курск, Москва, Волгоград, Елабуга, Кемерово, Белгород, Тольятти, Екатеринбург, Старый Оскол, Саратов и др.), а также нашли отражение в опубликованных автором работах общим объемом 63 печатных листа.

^ Структура работы. Диссертационное исследование состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность и практическая значимость темы диссертации, определены цель и задачи, научная новизна исследования, сделан историографический обзор, проанализированы источники исследования, сформулированы выводы, выносимые на защиту.

^ Первая глава диссертации «Теоретико-правовые основы института финансовых прерогатив» раскрывает теоретические аспекты рассматриваемых в диссертации исключительных финансовых прав государства.

^ В первом параграфе «Теоретические характеристики финансовых прерогатив государства: понятие, признаки, виды» дается определение финансовых прерогатив государства, выявляются их признаки, предлагается классификация.

Устанавливается необходимость использования специальной категории «финансовые прерогативы государства» по следующим причинам:

Во-первых, использование этой категории позволит восполнить пробелы в историко-правовой науке в целях понимания правовой природы и изучения закономерностей развития отдельных правовых институтов (государственные регалии, домены, экпроприация и т.д.).

Во-вторых, введение рассматриваемой категории в научный оборот расширит и дополнит современные теоретические основы финансовой деятельности государства и более детально исследовать такие важные правовые институты, как неналоговые доходы бюджета, государственные монополии, в том числе естественные, применение чрезвычайных мер в бюджетном процессе, государственная предпринимательская деятельность и др.

Термин «прерогатива» (от лат. praerogativus - первым подающий голос), обозначает исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу36.

^ Финансовые прерогативы государства – исключительные финансовые права верховной власти, провозглашаемые с целью извлечения прибыли в той или иной сфере деятельности и (или) в интересах общества, устанавливаемые по решению верховной власти и закрепленные в законодательных актах.

^ Признаками финансовых прерогатив являются:

- установление по решению верховной власти;

- правовое закрепление;

- их применение основано на финансовых (бюджетных) отношениях;

Как правило, фискальное назначение (финансовые прерогативы в данном аспекте в финансовой науке именуются фискальными прерогативами).

Некоторые товары или сферы деятельности становятся прерогативой государства в общественных или политических интересах (реквизиция, железнодорожная, монетная регалии и др.), в данном случае речь идет об общественно-правовых прерогативах.

Отечественные теория и история государства и права, так же как и зарубежные, не выработали единого подхода в классификации финансовых прерогатив.

^ В зависимости от предмета исключительного права предлагается различать:

- исключительные права на особые вещи и отношения, имеющие значение для «общего блага» (экпроприация, монетная регалия и т.д.) (общественно-правовые прерогативы);

- исключительные права на товары и виды деятельности, имеющие только фискальное значение (в целях пополнения казны использовалась питейная регалия, табачная, карточные монополии и т.д.);

- смешанные финансовые прерогативы, которые совмещали в себе интересы пополнения казны и общественного блага (лесная, почтовая, соляная регалии).

4072586198685507.html
4072738448592414.html
4072855683826859.html
4072960047958525.html
4073064222978944.html